23.1. Полный хозяйственный расчет
Хозяйственный расчет — система экономических отношений, которая обеспечивает соизмерение затрат и результатов деятельности хозрасчетных субъектов (подразделение предприятия, предприятие, министерство, регион) и требует самоокупаемости затрат и рентабельности.
Основные принципы полного хозрасчета включают:
- оптимальное сочетание централизованного управления с широкой экономической самостоятельностью предприятия;
- самоокупаемость, рентабельность, самофинансирование;
- коллективную экономическую заинтересованность в конечных результатах;
- полную экономическую ответственность за результаты хозяйствования;
- контроль рублем.
23.2. Виды хозяйственного расчета
Виды хозяйственного расчета различают в зависимости от типа структурного звена, где используют хозрасчетные методы организации производственной деятельности. К ним относятся:
- внутрипроизводственный хозрасчет структурных подразделений предприятий (объединений), в том числе и хозрасчет производственных единиц;
- хозрасчет предприятий (объединений);
- хозрасчет научно-исследовательских организаций;
- хозрасчет министерств (ведомств);
- региональный хозрасчет.
Основу системы хозрасчетных отношений составляет хозрасчет предприятий (объединений). Только в этом звене могут проявиться в развитом виде все черты и принципы полного хозяйственного расчета. Другие виды хозрасчета имеют ряд особенностей. Например, внутрипроизводственному хозрасчету не свойственны самоокупаемость, самофинансирование, поскольку внутри предприятия нет товарно-денежных отношений. Главное здесь — это учет затрат и результатов производства внутри подразделения и хозяйственной единицы. Хозяйственному расчету министерств (ведомств) присущ расчетный характер: так как производством и реализацией продукции они непосредственно не занимаются, на этом уровне хозрасчет сводится к определению, главным образом, суммарной рентабельности предприятий отрасли.
Внутрипроизводственный хозрасчет — метод планового ведения хозяйства в структурных подразделениях основных звеньев экономики. Его главная функция заключается в обеспечении материальной заинтересованности подразделений в выполнении плановых заданий, повышении эффективности производства, наиболее рациональном использовании ресурсов. Внутрипроизводственный хозрасчет отличается от полного хозрасчета предприятия тем, что его подразделения не имеют прав юридического лица, законченного бухгалтерского баланса, они не реализуют своей продукции. Принципами внутрипроизводственного хозрасчета являются:
- оперативно-производственная самостоятельность структурных подразделений предприятия в рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- закрепление за подразделениями необходимых производственных фондов, установление им на основе норм и нормативов плановых заданий;
- учет результатов хозяйственной деятельности и их оценка на основе сопоставления фактических данных с установленными нормами и плановыми заданиями;
- экономическая ответственность подразделений за невыполнение плановых заданий, материальное поощрение работников.
23.3. Формы хозяйственного расчета
Схема организации работ по выбору новых форм хозяйствования. Большое развитие приобретают прогрессивные формы хозяйствования; первая и вторая нормативные модели полного хозрасчета, имущественная аренда предприятий и организаций, кооперативная форма хозяйствования, а также различные прогрессивные формы внутрихозяйственного расчета: бригадный, коллективный, арендный и другие формы подряда. Все эти новые формы хозяйственного расчета позволяют увязать и согласовать интересы всех участников производственного процесса с интересами предприятия в целом. Выбор формы коллективного труда и его материального стимулирования в значительной степени зависит от уровня развития производства, от его масштабов и специфики работы.
Схема организации работ по выбору новых форм хозяйствования может быть представлена в следующем виде:
- Этап 1. Подготовительный — проведение анализа производственно-хозяйственной деятельности, анализ организации труда и производства, анализ оплаты труда, выявление основных резервов роста эффективности производства, проведение лекций, бесед, /круглых столов», деловых игр и т. д.
- Этап 2. Организационный — определение целен и задач, стоящих перед коллективом, разработка перечня производственно-технической продукции, проведение организационно-методической работы с трудовым коллективом.
- Этап 3. Оформительский — принятие трудовым коллективом решения о переходе на новые формы хозяйствования, выборы руководителя коллектива (при необходимости), проведение работ по определению конечного результата работы коллектива, установление зависимости фонда оплаты труда от конечных результатов работы, закрепление за коллективом необходимых средств производства, разработка взаимных санкций и обязанностей коллектива и администрации, администрации и вышестоящего органа, разработка, обсуждение и принятие договора между заинтересованными сторонами.
- Этап 4. Законодательный — разработка пакетов нормативных документов, издание приказов, заключение договоров между заинтересованными сторонами.
Форма хозяйственного расчета, основанная на нормативном распределении прибыли. При переводе предприятий на полный хозрасчет и самофинансирование на принципах распределения прибыли фонды экономического стимулирования образуются пс стабильным нормативам отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, формируется путем исключения из выручки от реализации продукции себестоимости реализованной продукции и различного рода отчислений в бюджет (плата за фонды, трудовые ресурсы, кредит, отчисления в бюджет, в централизованные фонды и т. д.). Источником финансирования капитальных вложений, направляемых на реконструкцию и расширение действующих производств, являются, как правило, собственные и заемные средства. Система самофинансирования, основанная на нормативном распределении прибыли, несмотря на свои преимущества перед ранее существовавшими принципами построения хозяйственного механизма не лишена недостатков. Основным из них является то, что формирование фонда заработной платы по нормативам в зависимости от объема производства не позволяет увязать размер фонда заработной платы с конечным результатом работы предприятия — прибылью, а, следовательно, и с механизмом распределения прибыли по экономическим нормативам. В системе действует механизм двухканального (во времени и «в пространстве») образования трудовых доходов работников (за счет фонда заработной платы в текущем месяце — независимо от прибыли и за счет фонда, материального поощрения в предшествующем текущему месяце, образующегося путем отчислений от прибыли по экономическим нормативам). Кроме того, образование фонда развития производства, науки и техники за счет отчислений от прибыли по заранее утвержденным вышестоящей организацией экономическим нормативам как бы является своеобразным отголоском административных методов руководства, так как диктует предприятию, сколько оно может использовать средств на техническое развитие, а сколько — на социальное.
Таким образом, первая модель хозрасчета, основанная на директивно утверждаемом распределении прибыли, может привести к торможению технического развития производства, роста его эффективности. Указанная система не может обеспечить глубокой заинтересованности работников трудовых коллективов в рациональном использовании производственных ресурсов, повышении эффективности хозяйствования.
Форма хозяйственного расчета, основанная на нормативном распределении дохода. Хозяйственный расчет, основанный на нормативном распределении дохода, является логическим продолжением системы хозрасчета, построенной на нормативном распределении прибыли.
Валовый доход предприятия образуется за счет выручки от реализации продукции за вычетом материальных затрат и амортизационных отчислений, отчислений на социальное страхование и других расходов и затрат, кроме расходов на оплату труда. В части расчетов с госбюджетом и отчислений в централизованные фонды и резервы министерства система нормативного распределения дохода практически не отличается от системы .нормативного распределения прибыли. Валовый доход является источником платежей в бюджет, платы за фонды, отчислений в централизованные фонды и резервы министерства и т. д. Оставшаяся часть валового дохода представляет собой хозрасчетный доход коллектива, который по заранее установленным нормативам распределяется в фонд развития производства, науки и техники, фонд социального развития, фонд оплаты труда.
В этих условиях фонд оплаты труда формируется как остаток хозрасчетного дохода после образования фонда развития производства, науки и техники и фонда социального развития, и включает фонд заработной платы всего персонала предприятия и фонд материального поощрения.
Гак же, как в условиях нормативного распределения прибыли, источником финансирования капитальных вложений в данном случае являются только собственные и заемные средства.
В отличие от системы нормативного распределения прибыли система самофинансирования, построенная на нормативном распределении дохода, позволяет устранить два источника образования фонда оплаты труда и установить прямую зависимость уровня дохода коллектива от результатов его работы. Однако, при этой системе самофинансирования исчезает понятие «себестоимость продукции», являющееся основополагающим и синтезирующим показателем деятельности предприятия при любой форме хозяйствования. Кроме того, при этой системе самофинансирования не устраняется опосредованное влияние командно-бюрократического метода хозяйствования в связи с наличием системы нормативов, устанавливаемых вышестоящей организацией и определяющей всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Система, основанная на нормативном распределении дохода, получила последовательное развитие в имущественной аренде и арендном подряде на предприятии.
Арендная форма хозяйствования. Хозяйственный расчет, основанный на аренде государственного предприятия трудовым коллективом, представляет собой модифицированную систему нормативного распределения дохода.
Источником образования валового дохода при арендной форме хозяйствования, так же как при нормативном распределении дохода, является выручка от реализации продукции. Хозрасчетный доход также образуется путем исключения из валового дохода фиксированных платежей и отчислений. В отличие от нормативного распределения дохода в условиях арендных отношений часть платежей и отчислений в виде арендной платы представляет собой зафиксированную в договоре часть выручки в абсолютной сумме, которая устанавливается на весь период действия договора и перечисляется в обусловленные сроки.
Арендные отношения строятся, как правило, на долговременной основе. Хозрасчетный доход коллектива является источником формирования хозрасчетных фондов.
В отличие от нормативного распределения дохода и прибыли в условиях арендных отношений величина хозрасчетных фондов (распределение хозрасчетного дохода) определяется самостоятельно трудовым коллективом.
Фонд оплаты труда так же, как при нормативном распределении дохода, образуется как остаточная величина хозрасчетного дохода, т. е. за минусом отчислений во все другие, образуемые предприятием, самостоятельные фонды.
Основное отличие хозрасчета при арендных отношениях от хозрасчета при нормированном распределении дохода заключается в том, что при этом не регламентируется величина хозрасчетных фондов, а платежи и отчисления при централизованном порядке расчетов могут представлять собой фиксированную величину, не зависящую от результатов производственно-хозяйственной деятельности коллектива.
23.4. Планирование основных показателей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий и организаций
Основные хозрасчетные показатели. Наиболее существенный показатель, характеризующий эффективность работы предприятий и организаций в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования, для первой модели полного хозяйственного расчета это прибыль.
Прибыль — часть чистого дохода в денежном выражении, которая создается на предприятиях. На практике исчисляется как разница между оптовой ценой предприятия и себестоимостью продукции. Прибыль в строительно-монтажных организациях формируется от объема выполняемых строительно-монтажных работ, от реализации продукции и работ подсобных предприятий сторонним организациям, от реализации товарно-материальных ценностей и услуг сторонним организациям, от поступлений от ранее списанных домов, от стихийных бедствий, которые в соответствии с действующими положениями не включаются в издержки производства и обращения.
Распределение прибыли осуществляется следующим образом. Предприятие на основе долговременных экономических нормативов вносит в бюджет плату за находящиеся в его распоряжении ресурсы, часть прибыли (дохода), а также иные предусмотренные законодательством платежи и отчисления, в том числе в местный бюджет, выплачивает проценты за кредит. Образовавшаяся после этих расчетов остаточная прибыль поступает в распоряжение трудового коллектива. Из них но нормативам формируются фонды: развития производства, науки и техники; социального развития; материального поощрения или другие фонды аналогичного назначения.
Для второй модели полного хозрасчета и имущественной аренды таким наиболее важным показателем является валовой доход.
Валовой доход — это реализованная чистая продукция предприятия, образуется за счет выручки от реализации строительно-монтажных работ, услуг, товарно-материальных ценностей.
К материальным затратам при исчислении дохода относят также амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование, прочие денежные и другие затраты (кроме затрат по заработной плате). Плановый и фактический доход подрядной строительной организации распределяют по утвержденным вышестоящей организацией долговременным нормативам: по плате за производственные фонды, за трудовые ресурсы. Доход, уменьшенный на сумму платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и сумму уплаты процентов за краткосрочный кредит, называется расчетным доходом. От него по установленным вышестоящей организацией долговременным нормативам производят отчисления: в государственный (в том числе местный) бюджет, в централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы вышестоящих органов управления. От хозрасчетного дохода, т. е. дохода* остающегося в распоряжении строительной организации, по установленному стабильному нормативу производят отчисления в фонд развития производства, науки и техники и в фонд социального развития. После начисления от хозрасчетного дохода указанных фондов формируется фонд оплаты труда как остаток хозрасчетного дохода коллектива.
Непланируемые доходы, расходы и потери, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций, относят на хозрасчетный доход подрядной строительной организации. Начисление фонда развития производства, науки и техники и фонда социального развития за счет хозрасчетного дохода производят после направления части хозрасчетного дохода на премирование трудового коллектива по итогам Всесоюзного и республиканского социалистического соревнования и дополнительные отчисления в единый фонд оплаты труда при 100 %-ном выполнении договорных обязательств по сдаче объектов в эксплуатацию.
Одними из основных показателей, характеризующих хозрасчетную деятельность предприятия или организации независимо от формы хозяйствования, являются выручка и себестоимость.
Выручка от реализации товарной строительной продукции представляет собой оплаченные заказчиком счета, предъявленные подрядчиком за выполненные работы и поступившие в результате этого на расчетный счет строительной организации денежные средства. При этом фактом признания реализованной продукции служит не поступление денежных средств на соответствующий счет подрядной организации в банке, а наличие оформленного в соответствующем порядке акта приемки объекта, комплекса работ. Выручка определяется как общий результат деятельности всех хозяйств и производств, находящихся на балансе строительно-монтажной организации. Она состоит из выручки от реализации объемов товарной строительной продукции, продукции подсобных хозяйств и вспомогательных производств, не выделенных на самостоятельный баланс, от реализации услуг и материалов, отпущенных сторонним организациям, а также из средств, полученных от заказчика (банка) в качестве компенсации и не включенных в договорную цену.
Себестоимость строительно-монтажных работ представляет собой выраженные в денежной форме затраты подрядной строительной организации, связанные с производством этих работ. В подрядных строительных организациях различают три вида себестоимости строительно-монтажных работ: сметную, плановую и фактическую. Сметная себестоимость определяется как разность между сметной стоимостью и плановыми накоплениями. Плановая себестоимость строительно-монтажных работ определяется путем вычитания из сметной стоимости плановых накоплений и заданного процента снижения себестоимости и прибавления к полученному результату расходов, покрываемых в порядке компенсаций и льгот сверх сметной стоимости. Фактическая себестоимость строительно-монтажных работ представляет собой все фактические затраты по их производству, выраженные в денежной форме. В условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования плановая себестоимость строительно-монтажных работ может быть определена одним из четырех способов: 1) прямым счетом; 2) с использованием заранее определенной величины прибыли; 3) исходя из затрат на 1 руб. объема; 4) аналитически. Если есть возможность определить величину себестоимости прямым счетом, то этот способ является наиболее объективным способом планирования затрат на производство. Однако, он, как правило, может быть использован наиболее эффективно для одного, максимум, двух лет перспективного периода. Использование его для определения величины себестоимости на перспективный период, превышающий 2 года, из-за неопределенности влияющих факторов и ситуаций уже менее надежно и эффективно. При использовании этого способа рекомендуется прогнозировать изменение отдельных статей затрат себестоимости. Второй способ предусматривает определение плановой величины себестоимости строительно-монтажных работ путем вычитания из выручки ют реализации работ (услуг) определенного заранее уровня плановой прибыли от реализации работ (услуг). Этот способ может быть применен для любой строительно-монтажной организации, если предварительно определена величина прибыли от реализации (услуг). Точность и надежность этого способа прямо пропорциональны точности и надежности определения величины прибыли. Третий способ, основанный на исследовании удельной величины себестоимости за базовый период, предусматривает использование для прогнозирования себестоимости удельной величины себестоимости, отнесенной к объему работ (себестоимость строительно-монтажных работ на 1 руб. товарной строительной продукции). Этот способ определения величины, себестоимости можно рекомендовать на достаточно большой перспективный период при условии объективности прогнозирования изменения удельной величины себестоимости на перспективу. Аналитический способ определения величины себестоимости на перспективу может быть использован, в основном, для рентабельных организаций; для малорентабельных и убыточных строительно-монтажных организаций его использование малоэффективно. Сущность этого способа заключается в том, что ее величина рассчитывается по определенным аналитическим и эмпирическим зависимостям. Надежность и точность этих зависимостей определяют надежность и точность прогнозирования себестоимости строительно-монтажных работ.
Фонды экономического стимулирования — это создаваемые на хозрасчетной основе средства объединений (предприятий) и организаций для стимулирования роста эффективности коллективного труда. Фонды экономического стимулирования определяются подрядной строительной организацией по плану поквартально умножением установленного для каждого фонда норматива на фондообразующий показатель. Нормативы образования фондов экономического стимулирования устанавливают вышестоящие организации в процентах к прибыли (доходу), остающейся в распоряжении строительной организации после всех необходимых отчислений и выплат. Средства фондов экономического стимулирования расходуются по смете. Проект сметы расходования каждого фонда выносят на обсуждение трудового коллектива подрядной строительной организации и после его одобрения утверждают совместным решением администрации, совета трудового коллектива и профсоюзного комитета. Об исполнении сметы администрация и профсоюзный комитет информируют трудовой коллектив. Остающаяся в распоряжении строительно-монтажной организации прибыль (доход) распределяется по стабильным нормативам по трем фондам экономического стимулирования: фонд развития производства, науки и техники; фонд социального развития; фонд материального поощрения (фонд оплаты труда).
Фонд развития производства, науки и техники — специальный фонд, создаваемый хозрасчетными предприятиями (объединениями) и организациями для финансирования затрат, связанных с повышением технического уровня производства.
Этот фонд подрядные строительные организации образуют за счет отчислении от прибыли, остающейся в распоряжении строительной организации (не менее 20% от величины фонда); амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов по нормативам, установленным в процентах к этим амортизационным отчислениям. Подрядные строительно-монтажные организации имеют право направлять в фонд развития производства, науки и техники: отчисления от экономии средств, получаемых в результате снижения сметной стоимости строительства против договорной цены (по стройкам, по которым на момент составления проекта плана суммы этой экономии известны); средства, намечаемые к получению от заказчика за сокращение сроков ввода в действие производственных мощностей против утвержденных норм, по стройкам, по которым на момент составления проекта плана размер этих средств известен; средства, передаваемые подрядной строительной организации заказчиком в качестве компенсации дополнительных затрат на развитие производственной базы в связи с оргнизацией строительства во вновь осваиваемых районах и выполнением работ высокими темпами; средства на строительство временных зданий и сооружений, предусмотренных в сметах.
Предприятия имеют право по согласованию с трудовыми коллективами передавать часть средств фонда развития производства, науки и техники другим предприятиям или исполкомам местных Советов народных депутатов.
Средства фонда развития производства, науки и техники, направляемые предприятиями на капитальное строительство, в полном объеме учитываются вышестоящим органом в проекте плана капитальных вложений и в первоочередном порядке обеспечиваются лимитами подрядных и проектно-изыскательских работ в размерах, представленных предприятиями (с учетом работ, выполняемых хозяйственным способом). В планах вышестоящего органа объемы капитальных вложений, строительно-монтажных работ, а также ввод в действие основных фондов, производственных мощностей и объектов за счет средств фонда развития производства, науки и техники учитывают в соответствии с предложениями предприятий. Оплату приобретаемого за счет средств фонда развития производства, науки и техники оборудования взамен изношенного и затрат по его установке производят на основании предъявленных счетов в пределах средств, имеющихся на счете предприятия по хранению средств фонда развития производства, науки и техники в финансирующем банке. При недостаточности средств фонда развития производства, науки и техники предприятия могут использовать кредиты банков. Средства фонда развития производства, науки и техники, начисленные в текущем году сверх размеров, определенных в плане, а также средства, не использованные в истекшие годы, могут расходоваться на цели капитального строительства сверх объемов, предусмотренных в утвержденных предприятиям годовых планах, в меру изыскания ими необходимых для этого материальных ресурсов. Указанные средства обеспечиваются лимитами и ресурсами в первоочередном порядке в последующие плановые периоды.
Стоимость работ промышленного характера, связанных с освоением и внедрением новой техники и оплаченных за счет средств фонда развития производства, науки и техники предприятия, учитываются в объемах производства и реализации продукции.
Невыполнение государственных заказов по освоению в производстве новой техники, финансируемых за счет указанных средств, учитывается при оценке выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
Фонд социального развития — это создаваемый за счет отчислений от прибыли (дохода) хозрасчетных предприятий (объединений) и организаций специальный фонд для удовлетворения коллективных социально-культурных потребностей. Фонд социального развития подрядных строительных организаций в течение года увеличивается на сумму средств, полученных в счет погашения задолженности по ссудам, выданным на улучшение жилищных условий и обзаведение домашним хозяйством. Начисленный по нормативу за счет прибыли, оставляемой в распоряжении строительной организации (остаточной суммы хозрасчетного дохода), он увеличивается в результате:
- отчислений от экономии средств, полученных от снижения стоимости строительства против договорной цены (стройки, по которым на момент составления проекта плана суммы этой экономии известны) и направляемых на возведение жилых домов и других объектов социального назначения;
- средств, намечаемых к получению от заказчика за сокращение сроков ввода в действие производственных мощностей против утвержденных норм (стройки, по которым на момент составления плана размер этих средств известен).
В годовых планах в абсолютный размер фонда социального развития организации также включают:
- средства, передаваемые заказчиком на строительство жилых домов и объектов социального назначения в связи с развитием мощностей организации;
- средства за счет других источников, предусмотренных соответствующими решениями, например, часть средств фонда материального поощрения, направленных по решению трудовых коллективов в фонд социального развития.
Организации могут направлять по согласованию с трудовыми коллективами часть средств фонда материального поощрения в фонд социального развития для использования в первую очередь на финансирование домов и других объектов социального назначения. Трудовым коллективам предоставлено право самостоятельно определять направления использования средств фонда социального развития. Основная часть фонда направляется на строительство жилых домов, детских учреждений и других объектов социального развития.
Остатки средств фонда социального развития изъятию не подлежат и используются в последующие годы.
При наличии налогообложения на прирост фонда оплаты труда и однозначном определении фонда развития производства, науки и техники фонд социального развития определяется остаточно после направления из оставшейся в распоряжении организации прибыли (дохода) на формирование фондов оплаты труда и развития производства, науки и техники. При введении единого налогообложения на прибыль и ликвидации налогообложения на прирост фонда оплаты труда величина фонда социального развития будет определяться по нормативам (или самостоятельно трудовыми коллективами при наличии арендных отношений).
Фонд материального поощрения — специальный фонд экономического стимулирования коллективов предприятий и организаций, создаваемый по установленным нормативам за выполнение фондообразующих показателей в строительно-монтажных организациях, функционирующих с использованием первой модели полного хозяйственного расчета. В строительно-монтажных организациях, функционирующих с использованием второй модели полного хозяйственного расчета, арендных отношений и кооперативных форм хозяйствования, формируется фонд оплаты труда.
При 100 %-ном выполнении подрядной строительной организацией обязательств по вводу в действие производственных мощностей, объектов и сооружений, жилых домов и других объектов социального назначения (с учетом обеспечения плановых сроков строительства), обязательств по поставкам продукции и услугам, а субподрядными организациями — всех комплексов специальных и монтажных работ на пусковых производственных мощностях и объектах фонд материального поощрения, предусмотренный в финансовом плане на отчетный квартал, увеличивается на 15 %. Указанное увеличение отчислений производят за счет фактической прибыли, остающейся в распоряжении организаций до ее распределения по нормативам в фонды экономического стимулирования, или за счет финансового резерва организации, или централизованного фонда развития производства, науки и техники и резервов министерства (ведомства), вышестоящей организации.
Фонд материального поощрения строительной организации, начисленный по нормативу от фондообразующего показателя, увеличивается за счет:
- средств, полученных от заказчиков для премирования работников за ввод в действие в срок и досрочно производственных мощностей и объектов строительства;
- части прибыли, полученной строительными организациями от заказчиков при досрочном вводе в действие производственных мощностей и объектов и подлежащей направлению в установленных размерах в фонды поощрения; заказчики передают генеральным подрядчикам 50 % прибыли предприятия, предусмотренной проектом за период, на который сокращен срок строительства; сумма прибыли, подлежащая передаче, указывается в договоре подряда;
- отчислений от экономии средств, полученных от совершенствования проектных решений (до 10% доли средств, направляемых подрядными организациями в фонды экономического стимулирования);
- отчислений от экономии средств, получаемых в результате снижения сметной стоимости строительства против договорной цены и направленных на материальное поощрение;
- средств, получаемых строительной организацией из централизованного фонда развития производства, науки и техники и резервов министерства (ведомства), вышестоящей организации.
В фонд материального поощрения включаются в установленном порядке другие поощрительные средства по специальным системам премирования, а также премии, выплачиваемые хозрасчетным бригадам за достигнутую экономию от снижения плановых затрат на производство работ.
В фонд материального поощрения в конце года могут быть перечислены средства, которые образуются за счет неиспользованной экономии по фонду заработной платы, полученной против установленного норматива. Указанные средства перечисляются за счет фактической прибыли, полученной сверх сумм, предусмотренных по плану организации, до ее распределения по установленному нормативу.
Фонд материального поощрения расходуется на выплату премий, вознаграждений, иные формы поощрения за труд и материальную помощь.
Указанный фонд используется также на оплату работникам очередных отпусков в части, соответствующей доле их заработной платы, выплачиваемой за счет материального поощрения, и районных коэффициентов к премиям, начисленным из этого фонда.
Предприятия могут с согласия трудового коллектива направлять средства фонда материального поощрения на выплату заработной платы при превышении ее фактического фонда над нормативным (плановым).
В фонд материального поощрения направляются средства, предназначенные для премирования работников за поставку продукции на экспорт.
Подрядная строительно-монтажная организация составляет следующие сметы расходования фонда материального поощрения:
- сводную смету строительно-монтажной организации о расходовании фонда материального поощрения по направлениям расходования и категориям работников с разделением средств, направляемых на образование фондов строительным подразделениям, и средств, остающихся в непосредственном распоряжении подрядной строительной организации;
- смету расходования фонда материального поощрения, остающегося в непосредственном распоряжении подрядной строительной организации;
- смету образования и расходования фонда материального поощрения строительного подразделения.
Конкретные направления использования средств фонда материального поощрения определяет администрация строительно-монтажной организации совместно с профсоюзным комитетом.
При распределении планового фонда материального поощрения, образуемого за счет отчислений от прибыли, целесообразно исходить из того, чтобы размер средств, направляемых на премирование за основные результаты хозяйственной деятельности специалистов и служащих (в процентах к фонду заработной платы по должностным окладам), как правило, не превышал размера средств, направляемых на премирование рабочих, включая премии из фонда заработной платы в процентах к фонду заработной платы по тарифным ставкам.
Средства фонда материального поощрения, предусмотренные на премирование за основные результаты хозяйственной деятельности, не израсходованные в каком-либо квартале в связи с невыполнением показателей, не могут быть использованы на премирование по показателям другого периода.
Средства на выплату премий по итогам социалистического соревнования, единовременных поощрений, за выполнение особо важных производственных заданий, на оказание материальной помощи, не израсходованные в каком-либо периоде, могут быть использованы в других периодах.
В случаях, когда средства фонда материального поощрения направляются на возмещение перерасхода фонда заработной платы, сметы расходования фонда материального поощрения соответственно должны уменьшаться.
Руководителям строительно-монтажной организации по согласованию с профсоюзным комитетом предоставляется право создавать единый фонд материального поощрения, объединяя в нем все средства по специальным системам премирования.
Средства единого фонда материального поощрения также расходуются по смете, рассмотренной и одобренной трудовым коллективом. Распределение средств единого фонда материального поощрения строительно-монтажной организации между его производственными единицами по решению трудового коллектива может производиться пропорционально их плановому фонду заработной платы с учетом трудового вклада производственной единицы в достижение конечных результатов.
Неиспользованные средства на премирование но отдельным направлениям по решению трудового коллектива могут быть направлены в «конце года на другие статьи расходования, предусмотренные сметой единого фонда материального поощрения.
Фонд оплаты труда — сумма денежных средств, формируемая при распределении дохода строительно-монтажной организации (вторая модель полного хозрасчета), как остаток хозрасчетного дохода коллектива после образования из него по нормативам фонда развития производства, науки и техники и фонда социального развития.
Величина фонда устанавливается строительно-монтажными организациями в зависимости от величины налога.
В строительно-монтажной организации образуется единый фонд оплаты труда как сумма средств фонда оплаты труда и средств на оплату труда, предусмотренных в сметах работ (услуг) и сметах на содержание непроизводственных подразделений организации.
Источниками финансирования последних являются фонды экономического стимулирования, ремонтный фонд, а также бюджетные ассигнования на капитальное строительство, осуществляемое хозяйственным способом.
Средства единого фонда оплаты труда расходуются по смете, проект которой выносится на обсуждение трудового коллектива, утверждается совместным решением администрации, совета трудового коллектива и профсоюзного комитета и прилагается к коллективному договору. Об исполнении сметы администрация и профсоюзный комитет информируют трудовой коллектив.
Фонд заработной платы формируется при первой модели хозяйственного расчета по нормативу. Нормативный метод образования фонда заработной платы предполагает формирование последнего по нормативу к чистой продукции или другим измерителям продукции (работ, услуг), устанавливаемым для исчисления производительности труда. Возможны для организаций и предприятий строительного комплекса угольной промышленности следующие варианты нормативного метода образования фонда заработной платы:
- по нормативу заработной платы на единицу продукции (работ, услуг) в натуральном выражении или на 1 руб объема продукции (работ, услуг). При этом общий фонд заработной платы предприятий и организаций формируется как произведение норматива и величины объема продукции (работ, услуг);
- по нормативу за каждый процент прироста объема продукции (работ, услуг).
При этом общий фонд заработной платы предприятия (организации) формируется из базового общего фонда заработной платы и суммы увеличения (уменьшения) этого фонда, начисленной по нормативу. Базовым общим фондом заработной платы на год является фонд заработной платы по отчету за предыдущий год, который увеличивается на сумму относительной экономии этого фонда или уменьшается на сумму его превышения по сравнению с утвержденными нормативами и фактическими результатами работы. Величина базового фонда заработной платы необходима при расчете общего фонда заработной платы по нормативу за прирост объема продукции (работ, услуг). Применение в расчетах базового фонда заработной платы имеет принципиальное значение, поскольку при этом устраняется один из существенных недостатков ранее действовавшей системы — планирование от достигнутого. Теперь предприятие (организация) не боится экономии фонда зарплаты, смело идет на уменьшение численности работников, если производственную программу можно выполнить меньшим числом работающих. Вместе с тем трудовой коллектив знает, что перерасход фонда зарплаты учитывается при начислении базового фонда и не дает права предприятию (организации), как это было раньше, претендовать на получение дополнительных средств на оплату труда. Предприятие (организация) может объединить средства фонда заработной платы и фонда материального поощрения в фонде оплаты труда, который служит единым источником всех выплат работникам за результаты труда.